Quote of the day

“A home cook who relies too much on a recipe is sort of like a pilot who reads the plane’s instruction manual while flying.” – Alton Brown

среда, 20 ноября 2013 г.

Стой, стрелять буду! Сигаретка есть?

Разогнался на прошлом посте, не могу остановиться. Хочу излить тему про «странности» с лицензированием оружия для пользования гражданскими лицами в разных странах. Очень разные подходы. Очень!

К примеру, в России для получения лицензии на нарезное оружие (винтовку) необходимо иметь лицензию на гладкий ствол (и сам ствол тоже) не менее пяти лет. Короткоствольное оружие (пистолеты, револьверы, обрезы) в гражданском обороте в России запрещены, есть только исключение для спортивных клубов, которые получают специальные спортивные лицензии, а стрелки хранят свое оружие только в клубе. Забрать пистолет домой почистить нельзя.

В Великобритании получить лицензию на гладкий ствол так же просто, как и на нарезной. Но гладкий ствол лицензируется как класс (на одну лицензию можно записать пять единиц оружия), а нарезное оружие – индивидуально. Если хотите иметь одну винтовку для стрельбы по мишеням, а другую для охоты – надо получать две лицензии. Короткий ствол в целом запрещен, исключение сделано только для ДУЛЬНОЗАРЯДНЫХ (!) пистолетов на ЧЕРНОМ(!) порохе. Можно еще зарегистрировать себя как ИЧП и получить лицензию на торговлю оружием, по ней можно иметь столько единиц оружия, сколько ты можешь правильно хранить. Или есть еще лицензии коллекционеров, их получить проще, но опять же надо правильно и безопасно хранить. Полицейские приходят, проверяют. Без предупреждения.
У английских спортсменов-пистолетчиков все почти как в России.

А вот в Германии или Австрии, винтовку или пистолет может купить каждый совершеннолетний житель. Причем единиц оружия на руках может быть много! А вот гладкоствольное охотничье ружье – требует лицензии! А лицензия – четкого обоснования, зачем оно тебе нужно. Если для охоты – должен быть членом Охотклуба, если для стрельбы по «тарелочкам» - то членом Спортклуба. И со стажем! Вообщем не так просто, как с пистолетом…

Понятно, что запреты на владение, хранение и ношение оружия гражданскими лицами принимались эволюционно и обоснованы исторически.

Сначала вообще никаких запретов не было, огнестрельное оружие было дорогим и доступным только немногим гражданским. Полиции тоже в современном понимании не было, поэтому каждый защищал себя как мог.

Потом государство начало понимать, что массово вооруженные люди – свободные люди. Могут переизбрать правительство по факту… расстрела предыдущего! Что в полный рост и показала наглядно октябрьская революция в России и последующая Гражданская война.

Понимая, какую опасность представляют вооруженные граждане, массовое разоружение народа в России началось сразу в конце 20-х годов, вторая волна разоружения была после Великой Отечественной. Отбирались все «армейские» виды оружия, особенно автоматического, которое стреляет очередями. Гладкоствольное оружие сначала не было в фокусе (было очень много трофейного), но потом его тоже жестко учли и упорядочили.

В Англии запреты на гражданское оружие массово посыпались в конце 20-го века – были ужасающие случаи расстрела одними неуравновешенными гражданами других, абсолютно невинных граждан. После каждого такого случая государство «переделывало» систему лицензирования и каждый раз что-нибудь ужесточало. Идеологическая основа для лишения гражданских лиц оружия проста – есть полиция, если есть опасность или проблемы надо обращаться туда. Никакой самодеятельности. Мои знакомые американы, которые в Англии живут и работают от этого подхода в ужасе! Например, по условиям британской лицензии оружие никогда НЕЛЬЗЯ применять против других людей ВООБЩЕ! Даже из сейфа доставать и угрожать!!! Твой дом грабят, двери взламывают – а ты хватаешь телефон и…

Что запрещено практически везде – это автоматическое оружие. Не должен преступник иметь сравнимую «огневую мощь» с полицией и армией. Всегда должен быть слабее! Что, наверное, логично.

Про Америку точно не знаю, врать не буду. Но оружие там доступно и дешево. И ничего не ужесточают последние лет 200... Даже после всяких расстрелов мирных граждан. Свободная страна свободных людей...

На Гренландии вообще винтовки и патроны продаются в супермаркете между молоком и яйцами. Право на оружие имеют все совершеннолетнии жители острова. Нужно только удостоверение личности.

Так вот, почему в России государство считает, что сильнее всего надо контролировать оружие потенциально «скрытого» хранения (читай – пистолеты и револьверы), а в Германии их практически «раздают» всем, кому попало?

Почему в России лицензию на винтовку надо ждать ПЯТЬ лет, а в Австрии можно купить сразу? Почему в Австрии легче купить пистолет, чем охотничье ружье? Откуда такие перекосы?

Помимо исторических и политических корней запретов, есть еще технически-криминалистическая сторона вопроса.

При прохождении пули через канал ствола нарезного оружия на самой пуле образуются насечки. Каждый ствол дает свою уникальную картину насечек, это похоже на отпечатки пальцев. Теоретически каждый нарезной ствол имеет свой номер, который выштамповывается на самом стволе специальной маркировочной лабораторией. Ствол «отстреливается» - из него стреляют относительно мягкой пулей в восковой блок, получается образец пули, который передается на хранение в специальный государственный архив. В настоящее время делается что-то типа 3D-сканирования пули и в компьютер записывается «сигнатура» - индивидуальные данные конкретного ствола. Теоретически, если происходит преступление с применением нарезного оружия то по пуле, извлеченной из жертвы (или стенки, мебели и прочее) можно определить номер ствола, а по нему – владельца ствола.

У определения оружия по насечкам на пуле есть свои недостатки, метод не абсолютен. К примеру,  от многократных выстрелов канал ствола изнашивается, насечки на пуле слегка меняются и идентификация затрудняется. Иногда пуля деформируется или разрушается - невозможно создать картину насечек, достаточную для сравнения с архивными образцами. Но практически всегда можно определить калибр, тип пули, тип и производителя оружия, часто даже примерные годы производства оружия. Все это позволяет достаточно сильно сузить круг подозреваемых или доказать их виновность перед судом.

Все это работает хорошо в странах с низкой преступностью и добропорядочными гражданами,  а так же в странах где нет массового нелегального оборота оружия, оставшегося от «военных» лет. Россия после чеченских войн, балканские страны, большая часть Африки – везде есть нелегально обращаемое оружие, определить владельца которого по пуле практически невозможно. Ну, будет это наш «калаш», когда-то утраченный в бою, ну будет понятно какое подразделение утратило, может даже какой солдат… А далее – десяток лет только белое пятно…  У патронов очень долгий срок годности…

Вернемся к гладкоствольному оружию. Гладкоствольное оружие насечек не дает!  По пуле или дроби определить оружие (и его владельца) нельзя. Поэтому над этим так трясутся немцы и австрияки! Нет отпечатков! Поэтому давать такое оружие можно только «проверенным» людям, с рекомендациями. Например в Англии, при обращении за лицензией надо представить две рекомендации от «благонадежных» людей, типа банкиров, нотариусов или докторов!

Пытаясь сконцентрироваться на центральной идее этого дымного монолога, хочу сказать, что опасность оружия зависит не от самого оружия, а от людей им владеющим. Как говорится, зарезать можно и кухонным ножом… Кстати, у преступников-то обычно оружие есть. Они ничуть не смущены, что оно у них без лицензии. Им так даже удобнее…

Если вы расчитывали на какую-то мораль в конце - то зря. Нет ее. Это же БЛОГ!!!

Комментариев нет:

Отправить комментарий