Quote of the day

“A home cook who relies too much on a recipe is sort of like a pilot who reads the plane’s instruction manual while flying.” – Alton Brown

вторник, 4 января 2011 г.

Дикий-дикий Запад Лайтс или путешествие к истокам легенды о Короле Артуре

Корнуолл - дивное место. Красивое и хлебосольное. Главное не пробовать тут пожить.  Потому, что тут иногда дует с океана. Даже, скорее, иногда здесь НЕ дует с океана. Вот так и растут деревья, наклонившись от Атлантики..

Проведя ночь в славном городе Плимут, что на самой западной границе Девона, ранним утром мы... ну ладно, не ранним... итак, ближе к обеду мы пересекли реку Тамар и оказались в Корнуолле.
Дальше на запад крупных городов нет. Хотя нет! На карте обозначен некий город Пензанс, но поскольку я никогда не встречал никого из Пензанса, и даже не встречал кого-то, кто встречал кого-то из Пензанса, мы не решились рискнуть и ехать в ночи туда в поисках гостиницы. В Корнуолле все легендарное, а это значит - не всегда реальное... Так и Пензанс мог оказаться отголоском былой славы Корнуолла, легендарной столицей никогда не существовавшего королевства...
Первым пунктом назначения значилось местечко Tintagel (Тинтейджел), или по-нашему Тинтагель на Атлантике, где находится одноименный замок, церковь St.Materianna, старая почта в средневековом доме и много-много красивых утесов.
Дорога от Плимута на северо-запад к атлантическому побережью действительно поражает воображение. Потрясающая по силе и богатству природа, находящаяся в постоянной борьбе с океанскими ветрами. Здесь относительно тепло и влажно, поэтому растительность разнообразная, плотная и буйная, большая часть ее зеленая даже зимой. Но ничего из этой красоты не смеет поднимать голову от земли, иначе будет безжалостно сдуто. Проезжая в лощине между двумя холмами я обратил внимание на то, что все деревья растут вверх только до обреза холма. Дальше - плоские кроны, как будто рука творца огромными садовыми ножницами аккуратно постригла их вровень с рельефом.
Ближе к побережью дорожки становятся узкими, не везе могут разьехаться две легковые машины. Поля огорожены изгородью из вековых колючих кустов высотой метра в два. Чтобы кусты эти не сдувало, прямо в их корнях лежат булыжники. За сотни лет стволы кустов плотно оплели булыжники, ветви кустарников переплелись между собой, вокруг корней все заросло плющом и травой... Изгородь получилась действительно непролазной... Ну это я к тому, что остановить машину и выйти сфотографировать красотищу эту реально нет места, а посреди дороги это делать опасно - туристы организованной толпой прут смотреть на колыбель Короля Артура, того и гляди переедут и потопчут...
Графство это явно не ломится от богатства последние 500-600 лет, лучшие дни, судя по всему, были здесь после ухода Римлян в году этак 400AD, когда здесь правили могущественные и богатые древние Dukes of Cornwall. Хотя это тоже может быть легендной. Возможно, на самом деле, Герцоги жили летом в Париже, зимой в Ницце, а здесь был представитель с большой дубиной, собиравший налоги с подданых и отсылавший деньги им по Western Union  или даже по Анелику (Ара! Переводы в экзотические страны дешевле!).
К настоящему моменту взорам посетителей открывается набор довольно стандартных руин старинного замка, но расположенных на очень красивых утесах, разрезанных глубокими живописными гаванями. Внеобхоимом количествке наличествуют также пещеры и гроты, часть из них подводные, их видно только в отлив, и из них идет пар... Взглянуть на эту роскошь можно тут.
Осмотр достопримечательностей требует определенной физической формы - от деревни надо спуститься пешком около километра в гавань и оттуда подниматься по многочисленным лесенкам и трапам наверх утеса. Две части замка находятся на разных утесах, поэтому придется карабкаться наверх дважды. И потом обратно, километр в горку к деревне.

Сведения о том, что здесь был ЗАЧАТ будущий Король Артур берут свое начало в "Истории Британии" написанной около 1135 года Джефри Монмутом и легенда эта развивается и углубляется в творчестве известных романтиков Викторианской эпохи - Лорда Теннисона и Роберта Хокера. Современные историки считают Джефри Монмута скорее писателем-фантастом средней руки, чем историком. Остальные двое  относятся к благополучному поколению Британцев, когда половозрелая особь мужского пола могла неплохо прожить на ренту от предыдущих поколений и посвятить свою жизнь творческим исканиям (в нашем случае - литературным) и расширению сознания путем курения опиума (тогда - вполне легальному занятию). Так собственно, в состоянии "расширенного" сознания, и родились на свет литературно обработанные "Поиск Святого Грааля" и "Легенда о Короле Артуре и рыцарях Круглого Стола", позже переведенные на кучу языков и напечатанные огромными тиражами.
Фактически,  местом зачатия, а потом местом рождения, а потом и местом "тесно связанным с жизнью" Артура сделали... первые печатные ПУТЕВОДИТЕЛИ, появившиеся в 1830-х годах, естественно с большим количеством литературных ссылок...
Туристический бизнес стал настолько важен для этй деревушки, что каждое следующее издание путеводителя обязательно находило все новые и новые свидетельства Артурианского наследия. Вершиной этого аттракциона стало неофициальное объявление найденного куска кровельного сланца с выцарапанными староанглийскими буквами ARTOGNOV "Камнем Короля Артура".
Вот наверное смеялся российский турист АНТОНОВ, приехавший в середине 19-го века из России посмотреть на модные реликвии.. и по старой русской традиции пометивший место своего посещения.. естественно, с грамматическими ошибками...
Ну, естественно, на местности появилась Пещера Мерлина, магические артефакты и весь связанный с ним культ. Без боевого Мага 16 уровня в Средних Веках у вас не было ни малейшего шанса на успех! Ну, и до кучи,  то и деревня никогда не называлась Tintagel. Она всегда была Trevena и входила в церковный приход Tintagel, и только около 1890 года была переименована в Tintagel. Как мы бы сейчас сказали "чисто из маркетинговых соображений".  Кто в мире слышал о Trevena? Зато вся Западная Европа и большая часть цивилизованного мира слышала о Короде Артуре и его легендарном замке Тинтагель! Надо сказать, что принятые меры принесли свои плоды. В настоящее время местечко посещает в среднем около 500 000 туристов в год. Хотите немного еще менее романтичной правды? Вот вам!

Молодой Граф Ричард Корнуольский, (младший сын Короля Джона) от избытка денег, тщеславия и призрачных шансов на Английскую корону, решил обессмертить свое имя другим путем. После недолгих поисков, развалины Римского дозорного форта были торжественно объявлены  развалинами родового замка Великих и Могучих Корнуольских Князей  и, соотвественно, легендарного Замка Короля Артура. Рядом с ними в период 1230-36 годов был возведен новый Замок. Расположенный и на материке, и на полуострове, соединенный узкими мостиками и проходами, он отвечал всем требованиям средневековой фортификации. По свидетельствам современных историков на узкой винтовой лесенке к внутеннему замку "пара рыцарей могла сдержать целое войско". Замок получился что надо, внушительный и неприступный. На завсить многим пацанам с Рублевки. Насколько неприступный, настолько никому и не нужный. К этому времени охранять тут было нечего и не от кого... Да и средневековые замки уже строить сто лет как перестали... все больше дворцы...
В 1253 году Граф Корнуольский жалует местным деревенькам право всем вместе называться Borough of Tintajoel (город Тинтагель), иметь собственный рынок и городское самоуправление. Наличие в рядом с городом Графского Замка и довольно богатого Графского Двора давало неплохие доходы "новым горожанам". Около стен замка начал появляться средневековый городок, монастырь, рынок, публичный дом и другие признаки цивилизации.
Бедный парень мучался своим положением младшего сына и, вопреки всему, хотел стать новым Королем Артуром, для чего и подкреплял свое моральное право на это железными ссылками на славное историческое прошлое. (Как кондитерская фабрика ОАО "Большевик", которая не взирая ни на что, твердо пишет на пачках со своими печенюшками "Большевик, Москва 1855"). Надо сказать, что Граф Ричард Корнуольский достаточно преуспел в своих попытках, сходил в Крестовый Поход, подкупив Германских баронов был выбран Королем Германии (в обмен на обещание не пробовать править ими и не требовать налогов), был коронован самим Архиепископом Кёльнским как King of Romans (ох и дорого, говорят, это ему обошлось!), повоевал за Роялистов, бежал, был пойман, посидел за это в тюрьме и тихо умер от инсульта в 1272 году. Прожил он бурную и интересную жизнь, собрал громадное количество церемониальных титулов (причем иногда даже ни разу не побывав в тех краях, где числился в графах) и вполне среднекоролевское количество жен. Собственно на этом его вклад в историю и завершился. Ну кроме того, что после его смерти в Германии разразилась жуткая междоусобица за корону, закончившаяся воцарением Рудольфа I из династии Габсбургов.
После смерти Ричарда, мода на жизнь в отдаленном неудобном средневековом замке вдали от цивилизации прошла совсем. Его многочисленные потомки не могли содержать такое обширное хозяйство в такой глуши и замок полностью перестал быть обитаемым к 1350 году. Началась эпоха упадка. "Новые горожане" растащили по своим фермам все стройматериалы, которые можно было отколупать и стырить. Были разобраны все деревянные лесенки и перила. Спустя еще примерно 50 лет большая часть замка рухнула в океан вместе с отколовшимся утесом.  К 1550 году все пришло в первоначальный упадок.

И тут начинается новая история Города Тинтагеля, вошедшая в историю современнной Англиской демократии. В 1550 году королевским указом город Тинтагель наконец получил МЭРА и стал ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ ОКРУГОМ, с правом направлять в Парламент аж ДВУХ представителей. Такое право стало непосильной ношей для примерно 400 оставшихся в этом округе бедных сельских жителей, которые по закону должны были ЗА СВОЙ СЧЕТ направить и надлежащим образом содержать в Лондоне двух Парламентариев.
Тут же на помощь округу пришли богатые спонсоры, которые предлагали выдвигать их в Парламентарии и платить за это избирателям. Более искушенные избиратели получали за свои голоса деньги и государственные должности, простые сельские избиратели - получали (после правильного голосования) шикарную избирательную вечеринку с девочками и шампанским (да, голосовать имели право только мужчины), оплаченную спонсорами кандидатов. Так легко и с песней монархисты проводили в Парламент своих ярых сторонников!
Можно сказать, что ни до, ни после этот прекрасный демократический механизм "ВЫБОРЫ" не пользовался такой популярностью у избирателей. Ровно таким образом, депутатами Парламента от Тинтагеля стали такие уважаемые люди и проверенные демократы как Фрэнсис Дрейк и Фрэнсис Бэйкон. Словосочетание "Депутат Парламента от Тинтагеля" даже вошло в британскую лексику как символ очевидной коррупции (судя по всему ЛДПР и КПРФ пользуются этой же системой, только без ведома оригинального правообладателя, гы). Этот балаган продолжался до 1832 года, когда Большая Реформа избирательной системы упразднила этот избирательный округ. После чего символически было разрушено здание Мэрии и снесены стены городского рынка (да, так им всем засел в глотку этот чудный избирательный округ). Но на этом история не заканчивается!

Надо сказать, что легендарное наследие этого места и идеи рыцарского братства не раз сносили башню вполне достойным людям, но про один клинический случай смолчать я не в силах.
Один богатый овощебазник по имени Фредерик Гласскок, будучи уже в зрелых годах, продал свой достаточно крупный бизнес по производству заварного крема и сладкого желе крупной столичной фирме и подался в... Тинтагель! Восстанавливать историческую справедливость!
В 1920 году он воссоздал Братство Круглого Стола с собой в качестве его Предводителя (читай - Короля Артура)  и принял в него... 17 000 человек со всей страны! Вот это, воистину, страна романтиков! Но это еще не все! Вложив свои денежки и денежки, собранные с новообращенных рыцарей братства, Новый Предводитель Рыцарей Круглого Стола построил к 1933 году в Тинтагеле King Arthur's Halls - реально здоровый королевский зал из серого гранита в полном средневековом антураже и с троном посередине. Известным художникам-романтикам Викторианской эпохи (к 1993 году уже, конечно, забытым богом дедулькам) были незадорого заказаны картины героического содержания. Великая Veronica Whall сделала мозаичные окна. По легенде, когда надо было расплачиваться с очень недешевой Вероникой, наш Новый Артур включил на полную свое овощебазное прошлое и как-то очень близко к легитимности сумел здорово ее обсчитать... Так, что она осталась недоплаченная и обиженная, но без возможности судиться... Короче, все было прямо скажем в лучших традициях овощебазного рыцарства...
Хотя, если посмотреть с другой стороны, это было единственное стоящее здание в этой деревне, построенное за последние 600 лет... В братство Рыцарей Круглого Стола можно вступить и поныне, для этого надо суметь накалымить на членский взнос... Вот. Бац! И ты - Рыцарь Круглого Стола. Не надо никакой Королевы и всяких прочих условностей. У нас, овощебазников, все очень демократично и доступно.
Посещение Королевского Зала тоже платное. Таким образом, слегка съехавший романтик Фредерик дал возможность потомкам Тинтагельцев зарабатывать себе на хлеб без особых хлопот, за что они его и почитают, и даже сделали почетным Горожанином. Тоже очень в британском стиле. Почетный горожанин без города...

Из оставшегося достойного к осмотру: Церковь Св.Материанны и здание Старой Почты - действительно оригинальные средневековые строения, поражающие воображение количеством человеческого труда и материалов, затраченных на достижение таких, прямо скажем, скромных результатов. Сам Замок Тинтагел сильно "отремонтирован" в девятнадцатом и двадцатом веках, сделан доступным и относительно безопасным для посетителей.
Экскурсия по местности заняла у нас около полутора часов бодрым шагом, лог маршрута можно посмотреть здесь. Местными красотами можно было бы наслаждаться и дальше, но мы несколько замерзли на ветру и основательно проголодались.
Следующий must do (обязательный пункт программы) - это поедание Корнуольских пирогов. Особенно вкусны они, если есть их прямо из печки после полуторачасовой зимней прогулки... Что мы, собственно, и сделали. Сам ПИРОГ похож на вареник-переросток или пиццу-кальцоне, поставленную на попа гребешком вверх (представили?). Внутрь засовывается рубленная картошка с луком и еще что-нибудь, например рубленная говядина, баранина, шпинат, сыр... Все это запекается полчаса в духовке и поедается "с пылу, с жару".
Вообще бренд "Cornish Pasty" (или в простонародье "Cornish Pie"), так же распространен по всей привокзальной Британии, как у нас беляши, чебуреки  и шаурма. Из-за использования фабричного слоенного или песочного бездрожжевого теста, крошками только от одного такого пирожка можно замусорить пол-вагона в электричке. Есть их так же рекомендуется, если вы сильно беспокоитесь, что у вас давно не было изжоги.
Удержаться от соблазна съесть НАСТОЯЩИЙ корнуольский пирожок прямо в сердце КОРНУОЛЛА мы не смогли. Рассмотрев альтернативы в виде туристических "настоящих британских пабов" с "хорошей пабовской пищей", мы решились в пользу пирожков.В  отличие от  разнообразных и непредсказуемых эффектов "хорошей пабовской пищи", поражающее действие пирожка хорошо изучено и легко поддается лечению пивом с виски.
Обратно мы решили двигаться в объезд, по крупным дорогам. На столько крупным, на сколько это тут возможно. С ужасом мне представлялась попытка ехать ночью по вьющейся узкой однополосной дорожке, утопленной между двумя стенами железобетонных кустов, да еще и в тумане... Лучше нарезать лишних десяток километров, но по нормальной дороге. Освещенных загродных дорог тут нет, как явления. Электричество дорогое, а у авто - есть фары.
Полные новых ощущений и пирога с говядиной мы, в приподнятом настроении, двинулись обратно в Плимут на встречу Нового Года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий